Потолок прекрасного Большого зала дворца Тойла-Ору украшала картина выдающегося русского художника, академика Владимира Маковского. Маковский говорил: «Живопись – это не слово, – она даёт тебе одно мгновение, которое должно содержать всё; если оно не содержит всего, то нет и картины». С этой прекрасной мыслью согласны и мы – нам важно воссоздавать целостные и до мельчайших деталей продуманные миры. Зная об отношении Маковского к живописи, неудивительно, что его собственные работы можно сравнить с посыпанной солью свежей раной – настолько сильные эмоции вызывают эти картины! Кем же был Владимир Маковский, который упомянут в справочниках вместе с хорошо знакомым нашим гостям представителем критического реализма Ильёй Репиным?
Владимир Маковский родом из семьи ценителей искусства. Его отец, Егор Маковский, был художником-любителем, деятелем искусств и одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать художника, Любовь Маковская (девичья фамилия Молленгауэр), была прекрасной певицей. В семье было пятеро детей – трое сыновей и две дочери; четверо из них стали художниками, а дочь Мария пошла по стопам матери и стала певицей. Владимир Маковский учился под руководством Сергея Зарянко и Евграфа Сорокина. Оба преподавателя были продолжателями школы Алексея Венецианова. Школа Венецианова концентрировалась на изображении крестьянской жизни; важное место в технике занимало улавливание момента – умение, которым Маковский прекрасно владел. Маковский писал об этом умении следующее: “Я понял, что начинать писать нужно сразу. Только таким порядком и можно воспроизводить натуру жизненно и верно. Надо писать сразу; в то же время необходимо понять натуру, изучить ее. Необходимо сначала поработать мозгами, а затем уже писать, не копаясь и не доискиваясь чего-нибудь в то время, когда должно быть все уже найдено и все определено”.
Мастер улавливания момента
Техника улавливания момента является частью традиции изображения будних дней обычных людей. Таким образом, Маковский обращал внимание на социальные проблемы, существовавшие в Российской империи 19-го века. Картины Маковского передают страдания крестьян и рабочих – в работах отображаются их сложные отношения с зажиточными купцами и помещиками. Идеи, становившиеся сюжетами картин, Маковский черпал из повседневной жизни – он посещал крестьянские поселения и богатые московские квартиры, деревенские праздники и светские рауты. Кроме того, Маковский изображал случайных прохожих, которых он встречал на улице.
Владимир Маковский и Замок Ору
В 1882-1894 гг. Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы он выполнил несколько эскизов для Храма Христа-Спасителя, а также написал иконы для церкви и часовни в Борках. Плафон дворца Тойла-Ору тоже был написан на основе библейских сюжетов.
Почему создатель дворца Тойла-Ору Григорий Елисеев выбрал на роль ответственного за роспись плафона художника именно Владимира Маковского? Может быть, причина заключается в том, что Елисееву понравилось мастерство художника? Или же в том, что картины художника отображали происхождение и быт его собственной семьи? Об этом данных не сохранилось.
Помимо техники улавливания момента, особого внимания удостоился богатый и красочный колорит Маковского. Художник часто использовал в своих работах тёплые тона, особенно для изображения мелких деталей. В 1880-е годы Маковский посетил Украину, и в своих работах, основанных на мотивах украинского деревенского быта, он использовал особенно яркие краски при написании народных костюмов и природы. В 1880-1890 гг. Маковский стал чаще писать на пленэре, благодаря чему колорит стал более воздушным и мягким, что можно заметить и на плафоне дворца Тойла-Ору. К счастью, плафон Маковского сохранился на фотографиях дворца Тойла-Ору, и все желающие смогут увидеть его уже этим летом в виртуальной реальности. Мы надеемся, что сможем детально восстановить воздушность и сочный колорит Маковского на основе других работ художника.
До встречи в парке Тойла-Ору – давайте оживим прошлое!